Цирковой менеджмент в 19 веке
«Днем артисты репетировали и дежурили у дверей директора Лара в ожидании причитающихся денег. Лар не разрешал работникам цирка входить к нему, пока он сам не смилостивится и не вышлет спасительный полтинник, которому мы всегда были рады. Так ежедневно выклянчивали мы заработанные деньги. Кормились мы у бедного еврея, содержащего погребок напротив цирка. Он варил нам картошку и разрезал одну селедку на десять частей – ему с этого дела нужно было еще самому кормиться с огромной семьей. После представления мы отправлялись спать в большом ковре, - том самом ковре, который раскладывали на арене во время спектакля. Спали мы вместе с кучерами, билетерами, и униформистами, закутавшись в ковер, где еще кишмя кишели вши. Лар начал задерживать и те жалкие полтинники. Тогда кольцевики Рэнэ во время представления влезли на штамберт и подняли крик, что если Лар не уплатит заработанных денег, то они не слезут со штамберта, да еще бросятся вниз головой на глазах у почетной публики. Скандал был огромный. Вмешался пристав. На следующий день полиция выслала Рэнэ из Тирасполя за «учинение скандала в общественном месте». Лар держал около себя особых подхалимов-костоломов (это были чаще всего кучера и сторожа), которых он особо подкармливал для того, чтобы они, по его указанию, «считали ребра» «непокорным». На моих глазах кучера и конюхи избили в кровь одного билетера, который в сердцах обругал Лара, требуя, чтобы он уплатил ему заработанные деньги. Работник ни от кого не мог ждать защиты от произвола хозяина цирка. Если пойдешь жаловаться к уряднику или приставу, то он же на тебя и ополчится, ибо он обеспечен бесплатными билетами в цирк, обедом, ужином и водкой от хозяина. А если блюститель порядка впал в меланхолию, то хозяин бесплатно пристраивал ему на ночь приглянувшеюся хористку из так называемого «женского хора», который обязательно содержался при каждом ярмарочном цирке.» Так вспоминал о дореволюционном провинциальном цирке артист молодой Советской Республики Маслюков в 1937 году.

Hosted by uCoz